Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
июнь 2010

Содержание номера



Лебедева Мария Борисовна

 

Цвет российской музыки

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, именном владении своих родителей, расположенном в Смоленской области. Обучение мальчика музыке началось довольно поздно, но уже к 1822 году - по окончании пансиона - композитор начал делать первые шаги в сочинении вариаций для арфы и фортепьяно на тему из модной в то время оперы Вайгля "Швейцарское семейство". Юный Миша работал чрезвычайно много, но всё же долгое время оставался неудовлетворённым своими произведениями. Хотя именно в тот самый период и были написаны известные сегодня романсы: " Не искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, " Не пой, красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, " Ночь осенняя, ночь любезная" на слова А.Я. Римского - Корсакова и многие другие.
В свои юные годы Михаил Иванович с напряжение ищет себя в музыке, формирует путь к будущим творческим вершинам и великой славе бессмертного русского композитора. В период своего становления он сближается с Жуковским, Грибоедовым, Пушкиным, Мицкевичем и Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
В конце 20-х годов Глинка по причине сильного ухудшения здоровья решает уехать за границу. Но возможность поправить своё здоровье в лучших климатических условиях была лишь вторичной его целью. Прежде всего, он желал получить такие музыкальные впечатления, такие знания в области искусства, такой творческий опыт, который не мог приобрести на родине.
В конце апреля 1830 года Глинка едет в Италию, в Милан, который считался в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-1831 был необычайно насыщенным, и композитор оказался весь во власти музыки: " После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места".
Позже Глинка переезжает в Берлин и, поглощенный страстным желанием учиться и познавать, знакомится с Зигфридом Деном, знаменитым в то время теоретиком музыки, под руководством которого он много занимается.
По возвращении своём в Россию он берётся за написание оперы: " Когда я изъявил своё желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно ободрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моём воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских".
Премьера " Ивана Сусанина" состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был ошеломительным, и Глинка писал своей матери на следующий день: " Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь - император…благодарил меня и долго беседовал со мною…"
Глинка стал мастером. И был признан не только на родине, но и за рубежом. Анри Мериме в "Письмах о России" писал о нём: " "Жизнь за царя" г. Глинки отличается чрезвычайной оригинальностью.…Это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражение русской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари.… Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведённая на благородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным".
Огромное количество сочинений написал великий русский классик, который стал не просто композитором, а достоянием российской нации. И многим из его произведений во всём мире рукоплещут до сих пор. Одним из таких произведений стала опера "Руслан и Людмила", премьера которой состоялась 27 ноября 1842 года. После чего Одоевский выразил своё безусловное преклонение перед гением композитора в ярких поэтических строках: " …на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся влезть на его стебель и запятнать его, - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветёт лишь раз в столетие".
Последние годы композитор жил то в Петербурге, то в Варшаве, то в Париже и Берлине. Увы, Глинку окружали не только похвала и признание. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, не давала развернуться его творчеству. Несколько начатых партитур он сжёг.
Находясь на чужбине, Глинка не мог мысленно не обращаться к любимой России. Он пишет "Камаринскую", которая родилась из слияния двух русских песен: свадебной лирической и плясовой. Она стала новым словом в отечественной музыке: в ней композитор утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития.
Его произведения были национальны и самобытны. Он создавал чрезвычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Ныне его прах перевезён в Санкт - Петербург и покоится на Кладбище Александро - Невской лавры.

Содержание номера



 

Новые проекты Благотворительного фонда "Русская Берёза"

 


 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100