Благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам имени заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева "РУССКАЯ БЕРЁЗА"

ПОМОГИТЕ ВЫЖИТЬ
ДЕТЯМ ИЗ РУССКОЙ
ГЛУБИНКИ!!!


 


Здесь место для рекламы благотворителей
Подробности по ссылке >>>>>>>

 
Май 2011

Содержание номера



Церковь и служение людям. Начало.

 

Анна Овсянникова


Преподобный Феодосий
игумен Киево-Печерский

Как известно, Святая Церковь предполагает для человека два возможных пути спасения: семейная жизнь и жизнь монашеская. Православный человек знает, что оба пути узки и тернисты, и невозможно сказать, что один проще другого. Людям же, которые застряли на полпути к церковной ограде, бывает крайне сложно понять, что за странные люди эти монахи.
Что заставляет их отказываться от радостей мирской жизни, отречься от самих себя? В чем вообще заключается монашеский подвиг? Многие, заблуждаясь, полагают, что оградившийся от мира монах просто прячет голову в песок. Некоторые убеждены, что монашество даже вредно. Так, кстати, считал и Петр Первый, пытавшийся законодательно остановить расширение монастырей. Но к тому времени множество добрых плодов дало русское монашество в лице сонма святых, ставших для русского народа помощниками и наставниками. Абсолютное большинство святых земли Русской – иноки. И одним из первых стал Феодосий Печерский. Это при нем монашество на Руси стало таким, каким мы его знаем. При нем монахи вышли из первых своих келий – пещер – и стали служить Богу не только в молитве, но и в духовном окормлении мирян.
Было это в середине XI в.: иеромонах Феодосий стал игуменом Киево-Печерской Лавры. Было ему не более 26 лет! Тяжелая физическая и духовная работа предшествовала этому событию. Но и после становления игуменом преподобный Феодосий продолжал не покладая рук трудиться на благо братии и во спасение своей души.
Слава о его подвигах к тому времени уже распространилась далеко за пределами монастыря. Святой Феодосий пришел в монастырь молодым человеком 24 лет от роду, вопреки желанию суровой своевольной матери. Он постригся в иеромонахи в 1054 году по благословению преподобного Антония Печерского, который многие годы был наставником молодому иноку.
Жизнь в пещере очень сурова. Питались монахи ржаным хлебом и водой. По субботам — чечевица или вареные овощи. Но постепенно число братии увеличивалось. Одни плели обувь, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, другие возделывали огород. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе. Немногие выдерживали тяжесть пещерной жизни и неизбежные бесовские искушения. Новый игумен Феодосий понимал, что бремя свыше сил человеческих, может оказаться для инока не путем к спасению, а напротив, погубит его душу. И хотя своим образом жизни преподобный Феодосий подкреплял силы окружающих, но он понимал, что с ростом числа братии нужно изменить монастырский уклад так, чтобы каждый монах имел возможность спасаться.
С самого начала своего игуменства Феодосий принялся за устроение монастыря. По его просьбе был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие: иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах.
К себе Феодосий был строже, чем к другим. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре.
При монастыре Феодосий устроил странноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую часть монастырского дохода. «Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии». Всех обратившихся в монастырь игумен поддерживал и духовно, и материально.
Феодосий Печерский стал первым иноком на Руси, который начал то, что сейчас называется церковным социальным служением. Именно он на практике воплотил слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть». Конечно, и до него православные люди совершали добрые дела, но Феодосий развил эту деятельность в стенах монастыря.
Преподобному игумену Киево-Печерской Лавры заранее было открыто время его кончины, и он подготовил место для своего погребения в пещере, в которой он уединялся во время поста. В 1074 г. Феодор Печерский мирно отошел ко Господу, а спустя почти двадцать лет его мощи были обретены нетленными. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 г.

 

 

Содержание номера




 
Материалы газеты "Русская Берёза" Вы можете цитировать, использовать и публиковать по собственному усмотрению.
При этом ссылка на сайт газеты обязательна. Таковы сложившиеся правила и нормы приличия в Русской части интернета.
 
Автор дизайна сайта О.М. Гарнаева

copyright © 2005-2010 Благотворительный фонд РУССКАЯ БЕРЁЗА & Группа "Е"

Rambler's Top100